Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

WLForum: партнерство и бизнес-этика

Изменения, ориентированные на устойчивое развитие
5 Июня 2021
WLForum: партнерство и бизнес-этика

В этом году Большой майский Women`s Leadership Forum прошел в смешанном формате, объединившем онлайн и офлайн. Событие включило четыре сессии с женщинами-лидерами из разных областей. Один из блоков форума был посвящен теме этики в бизнесе. Под модерацией ведущего эксперта в области трансформаций Анны Беловой участницы встречи, опытные руководители поделились личными историями и кейсами, связанными с формированием корпоративной культуры.

сессия_Анна-Белова_0T1.jpg Анна Белова
научный руководитель Исследовательского центра системных трансформаций МГУ им. М.В. Ломоносова; эксперт, представляющий Россию в Глобальном совете будущего при Всемирном экономическом форуме; председатель и член советов директоров многих крупнейших российских и международных компаний

Анна Белова подчеркнула, что тема бизнес-этики сегодня, в условиях изменчивости мира, особенно актуальна. Двигаясь вперед с невероятной скоростью, общество начинает всё больше задумываться не только о своем настоящем, но и о будущем подрастающих поколений.

сессия_Анна-Белова_02.jpg

Такая сфера деятельности, как бизнес, способна оказывать мощное влияние на мир, создавая продукты и услуги, необходимые человеку. Каким будет это влияние, во многом зависит от культуры и этики, сформированной внутри компаний. Краткосрочный успех и устойчивое развитие, прибыльность и социальная ответственность – это те вещи, которые не всегда противоположны друг другу и в то же время не всегда тождественны. Порой бизнесу необходимо сделать сложный выбор. Примерами именно таких ситуаций и поделились участницы сессии.

сессия_Анна-Белова_03.jpg

За годы своей карьеры Елена Речкалова построила несколько успешных розничных бизнесов, получила большой опыт работы в крупных банках. Сегодня она является членом сразу нескольких советов директоров, и поэтому тема этики и корпоративной культуры для нее особенна важна и актуальна.

«Корпоративная культура является ДНК любой организации. От ее качества во многом зависит, насколько долго и устойчиво будет жить компания», – уверена Елена Речкалова.

Работая в области потребительского кредитования, Елена Речкалова часто сталкивалась с непростыми с точки зрения морали и этики ситуациями. Люди нуждались в деньгах, но не всегда осознавали всю ту ответственность, которая ложилась на их плечи вместе с займом. Иногда клиент, не обладающий должным уровнем финансовой грамотности, мог взять слишком большой кредит, выгодный для банка, но обрекающий на проблемы самого заемщика. В какой-то момент Елена осознала, что для нее важно быть не только успешным, но и социально ответственным экспертом. Вместе с командой она приняла решение о том, что при выдаче кредита сотрудники банка обязательно должны рассказывать клиентам обо всех нюансах, опасностях и минусах кредитной системы. После полученных рекомендаций некоторые потребители значительно уменьшали суммы запрашиваемых займов. Однако со временем стало очевидно: устойчивое развитие важнее сиюминутной выгоды, и оно возможно только при высокой планке моральных принципов компании.

сессия_Анна-Белова_04.jpg

Анна Кузнецова, заместитель председателя Россельхозбанка, также сформировала для себя профессиональное правило: всегда в первую очередь думать о людях. Даже самый прибыльный бизнес не может считаться успешным, если он не работает на благо человека и общества.

«Любые действия компании, способные так или иначе задеть чувства людей – клиентов, сотрудников или партнеров, всегда негативно сказываются на эффективности бизнеса. Для устойчивого развития необходимы доверительные отношения», – убеждена Анна Кузнецова.

В качестве примеров Анна привела истории неудачных, на ее взгляд, рекламных кампаний, с которыми она встречалась за время работы. Так, в какой-то момент большую популярность набрала реклама, изображающая молодую пару, идущую по улице, при этом мужчина вел себя некрасиво, засматриваясь вслед другой девушке. Обе дамы были одеты в цвета узнаваемых банковских брендов. Суть рекламы заключалась в том, что мужчина увлекся «предложением» с более выгодными условиями.

сессия_Анна-Белова_07a.jpg

Креативный ход был с интересом воспринят в бизнес-среде. Многие бренды переняли идею, адаптировав рекламу под услуги сотовой связи и другие продукты. Однако вскоре потребители стали заявлять о неэтичности сюжета, в котором ставились под сомнения верность и честность мужчины. Несмотря на то что в первое время реклама действительно привлекла внимание общества, впоследствии она сыграла скорее «отталкивающую» роль.

Анна Кузнецова призвала бизнес и медиа не спекулировать на чувствах людей. Фантазия человека безгранична, а русский язык полон ярких оборотов, и этого более чем достаточно, чтобы создавать качественную, креативную и этичную рекламу.

Модератор площадки Анна Белова подтвердила, что этика и культура являются базисом для устойчивого развития любого бизнеса. Она напомнила: еще в 1980-х годах финансист Джордж Сорос писал в своей книге о том, что компании следует оценивать не по их финансовому результату, а по ожиданиям инвесторов с точки зрения перспектив их развития. Сегодня многие эксперты, занимающиеся поддержкой бизнеса, выбирают те организации, которые ориентированы в первую очередь на долгосрочное и устойчивое развитие и выстраивание экологичных отношений с обществом.

сессия_Анна-Белова_06.jpg

Главный исполнительный директор компании EM Анна Василенко отметила, что тоже могла бы привести много примеров, связанных с требованиями и ожиданиями современных инвесторов, но решила подойти к вопросу с другой стороны. Спикер поделилась историями из личной жизни, показав, насколько важно развивать бизнес-культуру и этику, начиная с себя самого.

Анна рассказала о ситуации, которая не так давно произошла с ее дочерью. Девушка училась в Лондоне и искала работу. Она могла пойти по своей прямой финансовой специальности, но ей хотелось заниматься более сложными кредитными продуктами. При выборе компании девушка приняла решение не ориентироваться на заработную плату и узнаваемость бренда. Для нее было важнее найти то место, где она могла бы получить возможность освоить новые инструменты, проявить себя и продолжить развиваться в том направлении, в котором она будет востребована в будущем. Анну порадовало то, насколько зрело дочь подошла к выбору профессии. Вскоре девушку взяли на работу в небольшой банк, где она занималась тем, что ей интересно. Позже дочь пригласили в крупный американский фонд.

сессия_Анна-Белова_05.jpg

«Важно всегда думать о том, кем мы хотим быть не только прямо сейчас, но и через 10‒20 лет. Сиюминутная слава и деньги далеко не всегда ведут к успеху и счастью в долгосрочной перспективе», – уверена Анна Василенко.

Сама Анна тоже совсем недавно сменила место работы – месяц назад она возглавила компанию, специализирующуюся на финансовых коммуникациях и PR. Это организация с небольшим числом сотрудников и достаточно узкой направленностью. Однако для Анны было важно другое – она мечтала попасть в команду единомышленников, людей, умеющих быстро «переключаться» между проектами, разделяющих ее ценности и приоритеты.

Бизнес основывается на людях. Именно поэтому так важно, чтобы культура и этика не оставались словами, написанными на бумаге, а были реальными ценностными ориентирами для лидеров и членов команды.

Личными историями о бизнес-этике поделилась и Регина фон Флемминг. Когда она возглавляла издательство российского Forbs, не раз сталкивалась с предложениями опубликовать те или иные материалы за вознаграждение. Однако Регина всегда подчеркивала, что весь контент проходит отбор и размещается на бесплатной основе или не размещается вовсе. Кроме того, руководитель никогда не соглашалась на «оплаченные» поездки на форумы и другие мероприятия, для нее было важно сохранять независимость и непредвзятость журнала.

сессия_Анна-Белова_08.jpg

Сегодня Регина фон Флемминг является членом советов директоров нескольких крупных компаний, в том числе «МТС» и «Совкомбанка». В своей деятельности она продолжает руководствоваться в первую очередь своими главными моральными принципами.

«Внутри лидера должен быть настроен “компас”, который дает четко понять, что хорошо, а что плохо, в каком направлении можно идти, а в каком ни в коем случае нельзя. Для этого необходимо воспитывать в себе культуру, постоянно развиваться и образовываться», – считает Регина фон Флемминг.

Участницы сессии единогласно пришли к выводу о том, что перед лидерами бизнеса сегодня стоит достаточно сложная задача – не просто создавать и развивать полезные и интересные для общества продукты, но и формировать экосреду для будущих поколений.

сессия_Анна-Белова_09.jpg

Мир меняется, и люди, компании, нужды и запросы потребителей меняются вместе с ним. Прибыльность и узнаваемость были главными пунктами на пути к успеху бизнеса в прошлом. Сегодня на первый план выходят совершенно другие принципы.

Как ведущий эксперт по трансформациям Анна Белова подчеркнула, что изменения зачастую даются людям непросто. Однако уже сегодня существуют сообщества, участники которых реализуют совместные проекты и развивают направление новой бизнес-этики, корпоративной культуры. Мир можно изменить, совершая даже небольшие шаги, но для этого важна поддержка единомышленников и команды.

сессия_Анна-Белова_10.jpg

«Примеры, которые прозвучали сегодня в рамках сессии, показывают: в какой бы отрасли мы ни работали, главное – двигаться в том направлении, которое подсказывает сердце, и четко представлять тот мир, в котором мы хотим, чтобы жили наши дети», – подвела итоги сессии Анна Белова.

В завершение встречи эксперты пожелали зрителям и слушателям никогда не изменять своим принципам, прислушиваться к своей интуиции, не игнорировать чувства и эмоции окружающих, а главное – развивать в себе «внутренний компас», ведь если путь выбран правильно, то по нему становится очень просто идти.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG