Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Первый класс: как начать учиться правильно

О природосообразных методах образования и целостном мышлении
5 Сентября 2022
Первый класс: как начать учиться правильно

К началу учебного года информационное агентство Global Women Media подготовило серию материалов, посвященных образованию. Одно из экспертных интервью порталу дала Наталья Попова – педагог, практикующий методы природосообразного и здоровьесберегающего образования. Сегодня она не только продолжает воспитывать подрастающее поколение, но и с удовольствием делится опытом с коллегами.

popova.jpg Наталья Попова
учитель начальных классов, специалист в области целостного обучения и природосообразных методик образования

Наталья Владимировна Попова – педагог, заинтересованный в целостном развитии и обучении детей. Специалист окончила Абаканский государственный педагогический институт и курсы природосообразной методики преподавания Натальи Масловой, имеет опыт работы в школах и детских садах.

По мнению Натальи Владимировны, правильно сформированное уже на этапе начального образования мышление – залог эффективного развития, сохранения здоровья и счастья ребенка. С малых лет важно способствовать равному функционированию у человека левого и правого полушарий головного мозга. Умение мыслить не только логически, но и образно – особенность восприятия мира, заложенная во всех без исключения людей от природы. Задача педагога начальных классов – не просто научить подрастающее поколение читать, писать и считать, но и помочь сохранить этот ценный дар.

В интервью Global Women Media Наталья Попова рассказала, в чем видит главную ценность целостного образования, и поделилась теми подходами, которые она использует в своей преподавательской практике.

Попова_Наталья_03.jpg

– Наталья Владимировна, что такое целостное образование и чем оно особенно интересно?

– Целостное образование направлено в первую очередь на формирование у человека целостного, или, как его еще называют, двуполушарного мышления. Дело в том, что большинство учебных программ в общеобразовательных школах основаны на запоминании фактов, логическом рассуждении и анализе информации. Всё это действительно важно, но такая умственная работа активирует только левое полушарие нашего головного мозга и практически не задействует правое.

Мозг – парный орган, имеющий два полушария. Использовать только одно из них – всё равно что ходить на одной ноге.

Правое полушарие мозга, развитию которого, как правило, уделяется меньше внимания в стандартных школьных программах, обладает не менее мощными и важными для жизни человека способностями. Оно отвечает за образное, ассоциативное мышление, творчество в любых его проявлениях.

От природы в каждом человеке с самого его рождения заложена способность к целостному восприятию информации, т.е. обработке ее обоими полушариями головного мозга. Ученые провели множество исследований, доказывающих, что целостное мышление является естественным для человека. Однако часто в школе при погружении в заучивание и решение логических задач этот процесс искажается. Согласно статистике лишь около 8% людей сохраняют способность мыслить целостно ко взрослому возрасту.

Целостное мышление как максимально естественный процесс для человека способствует более эффективному обучению и снижению уровня стресса во время обработки новой информации.

На своих уроках я использую разные творческие задания, которые позволяют задействовать у учеников в равной степени оба полушария мозга, сформировать целостное мышление и восприятие информацию с точки зрения не только логики, но и образов, ассоциаций. Для начальной школы это особенно важно, потому что именно на этом этапе мы учим детей учиться. И от того, как они будут мыслить, зависит всё их дальнейшее обучение, которое в современно мире является непрерывным.

Кроме того, мы уделяем много внимания профилактике проблем со здоровьем детей – например, делаем упражнения, полезные для зрения и правильной осанки. В образовании, как и в медицине, главный принцип – «не навреди». Поэтому важно следить за тем, чтобы погружение в учебу приносило детям максимальную пользу без ущерба психологическому и физическому состоянию.

Попова_Наталья_04.jpg

– В какой момент Вы поняли, что Вам интересно именно целостное, природосообразное образование?

– Мне повезло с вузом. В Абаканском государственном педагогическом институте, где я училась на педагога начальных классов, у нас были прогрессивные преподаватели. Они знакомили нас с принципами гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, здоровьесберегающими технологиями Владимира Филипповича Базарного и другими новаторскими подходами к воспитанию и образованию детей.

Когда я окончила институт, я была очень воодушевлена тем, чему нас учили. Я беспрерывно продолжала развиваться как педагог и мечтала работать в школе. Так однажды я попала на курсы природосообразной методики Натальи Владимировны Масловой. Этот подход очень откликнулся моему пониманию качественного образования. Впоследствии именно он лег в основу моей педагогической практики. Я, как и мечтала, устроилась работать в школу, где впоследствии выпустила два класса.

Подход, основанный на принципах целостного и природосообразного образования, получил популярность не только среди детей и родителей, но и среди моих коллег.

Со временем на уровне нашего города я организовала методическую площадку на базе педагогического колледжа, где курировала работу педагогов школы и самого колледжа, Центра немецкой культуры и воспитателей детских садов – словом, всех специалистов, интересующихся теми подходами, которые я использовала в своей практике. Кроме того, у меня была группа студентов, с которыми я занималась по спецкурсу природосообразной методики. Молодые специалисты могли не только получить новые знания, но и наглядно увидеть, как проходят занятия в детском саду и начальной школе у наших коллег. Можно сказать, что у нас сформировалось целое сообщество.

Три года назад волею судьбы я оказалась в Москве. Некоторое время я проработала в Лопатинской школе, а сейчас делаю первый набор в первый класс в частной школе «Ответственное образование», созданной при Институте гуманитарного образования и информационных технологий.

– Какие свои профессиональные проекты Вы считаете наиболее значимыми?

– Помимо тех проектов, которые связаны с природосообразной методикой преподавания, у меня есть ряд других интересных инициатив.

Например, я успешно развиваю «Гагаринский отряд» с учениками 1–8-го классов. Это проект, направленный на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Вместе с ребятами мы регулярно совершаем самые разные добрые поступки, трудимся на благо своих школ, общества, страны и планеты в целом.

Еще один проект мы реализуем совместно с Ассоциацией российских библиотек при поддержке Фонда президентских грантов. Это инициатива «Читающая школа – Читающая мама», которая охватывает не только учителей и детей, но и родителей.

На мой взгляд, чтение – это действительно лучшее учение. И любовь к книгам всегда в первую очередь воспитывается в семье, когда ребенок еще не ходит в школу, но уже берет пример со своих родителей.

Любовь к чтению, познанию мира можно сравнить с факелом, который важно успеть разжечь в душе ребенка.

Книга – кладезь знаний, который помогает родителям и педагогам «наполнить» ребенка, подобно сосуду, правильными ценностными ориентирами и жизненными принципами. Если с детства человек воспитывается на добрых сказках и рассказах, знакомится с добрыми героями и их историями, то получает те модели поведения, на которые в будущем может ориентироваться.

Кроме того, чтение очень сближает, помогает родителям и детям с удовольствием и пользой проводить время вместе, дарит огромное количество тем для обсуждений и совместных размышлений.

– Быть учителем – Ваша мечта?

– Быть учителем – моя мечта и призвание, в этом я совершенно точно уверена. Я влюбилась в профессию педагога, еще когда 1 сентября пошла в первый класс. Моя учительница Галина Ильинична произвела на меня такое впечатление, что оно до сих пор будоражит мое сознание. Я хорошо помню свой первый урок – урок мира. Учительница показывала нам карту, рассказывала о том, какая большая у нас планета и как мы можем о ней позаботиться. Я смотрела на Галину Ильиничну, затаив дыхание, и весь урок думала о том, что, когда вырасту, буду, как она.

Мне кажется, в образовании личность учителя играет одну из самых важных ролей. И даже если ребенок не захочет связать свою жизнь с педагогикой, если учитель сумеет его вдохновить, то его жизнь – как минимум школьная – будет наполнена позитивными эмоциями.

Попова_Наталья_01.jpg

– Какие занятия, помимо педагогики, Вас вдохновляют?

– В свободное время я люблю заниматься земледелием, природосообразным способом выращивая фрукты, ягоды и овощи в своем саду и огороде. Мне нравится путешествовать, изучать родные края.

Меня очень вдохновляют искусство, культура. Я люблю читать книги и ходить в театр. Хочется верить, что моя увлеченность «заразительна» для учеников.

– Что бы Вы пожелали первоклассникам в начале этого учебного года?

– Любите учебу, свою школу, своих учителей, свою родину и всегда идите к своей мечте.

Частная школа «Ответственное образование»

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG