Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Горизонт дизайна 2050

О промдизайне и устойчивом развитии
11 Мая 2021
Горизонт дизайна 2050

Каким будет дизайн будущего? Что значит этика в современном искусстве? Возможности или угрозы несут в себе новые технологии? Над этими и другими вопросами рассуждали участники и гости Международного фестиваля современного искусства DOCA-2021. В рамках события эксперт Елена Пантелеева провела образовательную лекцию, посвященную теме промышленного дизайна и устойчивого развития.

Пантелеева_0T.jpg Елена Пантелеева
директор по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ»

Елена Пантелеева является директором по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ». Именно эти символичные цифры и стали поводом для встречи эксперта со студентами – теми людьми, которые уже сейчас начинают формировать будущее планеты.

В ходе лекции Елена Пантелеева рассказала о трендах и особенностях такого направления, как промышленный дизайн, а также привела в качестве примеров конкретные кейсы, демонстрирующие влияние решений промышленного дизайна на общество и его будущее. Журналисты информационного агентства Global Women Media вдохновились темой и подготовили специальное интервью с экспертом.

Пантелеева_02.jpg

– Елена, что такое промышленный дизайн? В чем особенность этого направления деятельности?

– Промышленный дизайн – мультидисциплинарная сфера деятельности, направленная на создание не просто красивых, но и практичных решений, влияющих на улучшение качества жизни людей. Речь идет о разработке передовых продуктов, систем, услуг. Я бы сказала, что промышленные дизайнеры – это творческие люди, устремленные в будущее. Они являются теми самыми «менеджерами», которые объединяют искусство и технологии, идею и ее реализацию, продумывают всё до мельчайших деталей: материалы, ресурсы, способы продвижения конечного продукта и его утилизации по истечении срока годности.

Промышленный дизайн считается одним из ключевых драйверов инноваций, потому что именно он является проводником новых технологий.

Пантелеева_03.jpg

Тема устойчивого развития стала особенно актуальна для современного мира. Сегодня она звучит во всех экономических, политических, культурных и социальных информационных сводках. Напомню, что Организация Объединенных Наций несколько лет назад утвердила 17 Целей устойчивого развития, среди которых – ликвидация нищеты и голода, обеспечение здоровья и благополучия общества, качественного образования, гендерного равенства, доступности чистой воды и санитарии, безопасности городов, развитие возобновляемых и «чистых» источников энергии, инноваций и инфраструктуры, предоставление достойных рабочих мест и возможностей для экономического роста, сокращение неравенства, переход к разумному потреблению, борьба с изменением климата, сохранение морских ресурсов и экосистемы на суше, соблюдение верховенства закона и партнерство в интересах устойчивого развития. Так или иначе, промышленный дизайн стремится ориентироваться на все перечисленные принципы и цели.

Пантелеева_04.jpg

– Какие тренды сегодня существуют в промышленном дизайне?

– В первую очередь это использование инновационных технологий и ориентация на экологичность производства. Промышленные дизайнеры стремятся выбирать для своих продуктов нетоксичные, перерабатываемые и быстроразлагающиеся материалы, а процесс их создания сделать наименее энергозатратным и вредоносным для окружающей среды.

Кроме того, сегодня можно наблюдать изменение отношения к предметам повседневной жизни. Еще недавно многие вещи создавались для достаточно краткосрочного использования: предполагалось, что через определенное время эксплуатации человек заменит тот или иной предмет на новый. Сейчас популярна тенденция разумного потребления, длительного использования вещей, их переработки и «перерождения».

Как никогда стала актуальна тема эргономики. Отчасти толчком к развитию этой тенденции послужила пандемия, ограничившая людей в пространстве. У многих появился запрос на разграничение личных и профессиональных зон, комфортное, лаконичное и практичное расположение предметов. Промышленный дизайн – это история в том числе об эргономике.

Пантелеева_05.jpg

Сегодня многие глобальные компании обращаются к тенденциям промышленного дизайна и принципам устойчивого развития. Они видят в этом не только свою ответственность, но и возможности для роста.

Компания Nestle поставила себе задачу перейти на производство полностью перерабатываемой упаковки батончиков к 2025 г. Такой процесс требует серьезных финансовых вложений. Однако представители компании уверены: экологичность упаковки продукта и самого производства будет высоко оценена новым поколением.

В подобном направлении следует и Lego. Компания уже начала разработку конструктора из сахарного тростника. И хотя, конечно, детали не будут сладкими и съедобными, их производство и дальнейшая утилизация станут более экологичными.

К слову, на фестивале DOCA все организаторы были одеты в фирменные футболки, созданные из переработанных материалов. Это действительно интересный тренд, который позволяет нам сделать большой шаг на пути к сохранению нашей планеты.

Пантелеева_06.jpg

Власти Берлина инициировали целую инновационную программу по сбору мусора. В городе были установлены технологичные урны, работающие от солнечной батареи. Внутри урн находится пресс, который утрамбовывает отходы, а специальные датчики следят за уровнем наполненности емкости и передают информацию на диспетчерский пульт, чтобы городские работники могли вовремя забрать мусор. Больше того, каждый раз, когда прохожий выбрасывает что-то в урну, она непременно говорит ему «спасибо».

Голландские дизайнеры создали для Амстердама серию стильной уличной мебели из переработанных отходов – из того мусора, которым был заполнен город. Так, в парках появились новые яркие и красивые скамейки, а пространство вокруг стало заметно чище и уютнее.

Я счастлива, что подобные инициативы реализуются в таком масштабе, а главное – привлекают внимание и интерес общества. Это помогает не только делать мир лучше в моменте, но и воспитывать в людях новую культуру, экологию сознания.

Пантелеева_07.jpg

– Реализацией каких проектов занимается Национальный центр промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ»?

– У нас много разных проектов. Например, мы занимаемся дизайном интерьеров поездов. Не так давно на Павелецком вокзале был выставлен макет нашего проекта в натуральную величину. Это пассажирский поезд, дизайн интерьера которого разработали наши специалисты.

Основной акцент был сделан на индивидуальность. Вагон поезда смоделировали не просто как общественное пространство, а как транспорт с комфортными условиями для каждого человека. Новый дизайн предусматривал ширмы-занавески, позволяющие пассажиру уединиться, индивидуальное освещение и разъемы для зарядки гаджетов.

Пространство, его атмосфера и эргономика оказывают серьезное влияние на человека. Когда люди чувствуют себя комфортно, они не склонны к негативу и агрессии. Это позволяет формировать здоровые отношения в обществе.

Наряду с находками и новаторствами в области эргономики дизайнеры уделили много внимания вопросам безопасности жизни и здоровья пассажиров. Специалисты предложили установить в поезде различные системы обеззараживания воздуха, а также использовать в интерьере преимущественно те материалы, которые не подвергаются инфекционному воздействию.

Пантелеева_08.jpg

–  Одна из ключевых тем фестиваля DOCA была связана с этикой. Это очень обширное понятие, каждый человек представляет его по-своему. Что для Вас значит этика в искусстве?

– В связи со стремительным развитием технологий и внедрением их в нашу повседневную жизнь стали как никогда актуальны вопросы этики и морали. И важно подчеркнуть, что эти понятия не тождественны. И если с точки зрения морали мне хотелось бы верить, что мы остались на прежних позициях, начиная от благодарности ближнему и заканчивая соблюдением основных заповедей, то в области этики появилось много спорных и требующих размышления моментов.

Этика в искусстве, на мой взгляд, связана в первую очередь с ответственностью автора за то, какое влияние его произведение окажет на общество и окружающий мир.

Многие люди не принимают современное искусство, считая его непонятным, слишком агрессивным или даже оскорбительным. Однако мне кажется, что дело не только в этичности или неэтичности авторов, но и в образованности, просвещенности зрителей. Нужно понимать, что современное искусство по своей природе имеет провокативный характер, и к этому не следует относиться агрессивно.

Думаю, быть этичным для современного художника – значит бережно относиться к зрителю. Произведения действительно иногда могут быть непонятными для тех, кто далек от контекста. Автор способен помочь зрителю, например, сопроводив свою работу объяснениями.

Ярким примером эффективности такого подхода является в том числе фестиваль DOCA, инициированный высшим учебным заведением. Это проект, который не просто предоставляет уникальную площадку для художников разного уровня, но и помогает обывателям понять современное искусство. Рядом с каждой работой есть экспликация, а в аудиториях и коридорах всегда можно поговорить с волонтерами, которые с удовольствием расскажут о каждом произведении.

Образованный, культурно развитый человек должен относиться ко всему незнакомому и непонятному с любопытством, а не с агрессией. В современном мире это принципиально важно, потому что обновление происходит с невероятной скоростью.

Наравне с развитием современного искусства важно формировать культурную базу у людей, основанную на традиционных ценностях. Эта потребность всегда существовала в обществе, но сейчас о ней говорят всё больше.

Этика неразрывно связана с толерантностью и лояльностью. И это в свою очередь именно те качества, которые рождаются и развиваются в процессе образования и культурного воспитания человека.

Пантелеева_09.jpg

– На DOCA много говорили о возможностях и угрозах стремительного внедрения инноваций, искусственного интеллекта в повседневную жизнь общества. Что Вы думаете на этот счет?

– Я думаю, что всё в наших руках. Все технологии создают люди, и они же управляют их развитием. Если программа выходит из-под контроля, то виной тому – необдуманные действия человека. И здесь мы вновь можем вернуться к теме этики и ответственности людей за то, что они создают.

Что касается дизайна, то я не вижу угроз со стороны развитых технологий в этой сфере. Напротив, все инструменты, связанные с искусственным интеллектом, становятся для нас незаменимыми помощниками. Например, сейчас активно внедряется в рабочий процесс технология генеративного дизайна. Она основана на программном обеспечении, помогающем выполнять самые разные технические расчеты. Это в несколько раз сокращает время работы дизайнера над проектом и улучшает ее качество.

Машины считают лучше и быстрее людей, это сложно отрицать – этим нужно пользоваться. В то же время есть способности, в которых силен только человек. Творчество – одна из них.

Когда мы говорим про угрозы, которые несут в себе новые технологии, то первым делом на ум приходят фантастические фильмы, где роботы завладели миром. И здесь уже выбор за нами – хотим ли мы такого будущего?

В любой проект человек вкладывает частичку себя, хочет он того или нет. Результат напрямую зависит от знаний, степени осознанности и устремлений автора.

Я верю, что если человеком движет желание сделать мир лучше, помочь окружающим, создать нечто на благо обществу, а не бездумная корысть, то вряд ли его проект будет представлять собой угрозу.

Пантелеева_010.jpg

– Что бы Вы как эксперт пожелали молодым дизайнерам – людям, которым предстоит моделировать мир будущего?

– Не бояться ничего непонятного, быть любознательными, познавать и осваивать всё новое, а главное – создавать новое собственными руками и умом. И, конечно, развивать свою внутреннюю культуру и этику, чтобы все проекты и инновации работали исключительно на благо, а не во вред нашему миру.

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG