Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство

Юлия Аксёнова о профессии куратора и самых интересных проектах
7 Апреля 2021
Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство

Юлия Аксёнова – куратор и сокуратор крупных выставок всероссийского и международного масштаба. Эксперт работала в Государственной Третьяковской галерее и Центре современного искусства «Гараж», занималась реализацией крупных культурных проектов. Недавно под кураторством Юлии Аксёновой в Санкт-Петербурге была открыта большая выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России». Сейчас эта выставка проходит в Москве.

Юлия-Аксенова_0T3.jpg Юлия Аксёнова
куратор российских и зарубежных выставок, искусствовед, куратор выставки «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России»

Куратор – человек, который занимается полной реализацией проекта, начиная с формулировки идеи и заканчивая ее физическим воплощением в пространстве. Специалист в этой области является важным посредником между искусством и обществом. Именно он выбирает те работы авторов, которые будут представлены публике, создает экспозицию и раскрывает произведения перед зрителями с той или иной стороны.

Юлию Аксёнову всегда привлекала профессия куратора. И даже поступая на факультет истории искусств в один из московских вузов, она точно знала, что в дальнейшем будет заниматься реализацией проектов именно в области современного искусства.

– Юлия, как Вы прошли путь от истории искусств к кураторству современных выставок? Существует ли специальное образование, связанное с кураторством?

– Сегодня такое образование существует. Однако в то время, когда я выбирала вуз, в России кураторских школ еще не было. В 2000-х годах образование, связанное с искусством, в нашей стране ограничивалось подготовкой художников или искусствоведов. Мне же были интересны сама идея кураторства, ведение современных проектов, их реализация.

После того как я получила в России образование в области истории искусств, мне посчастливилось поступить в международную школу кураторов De Appel в Амстердаме.

В De Appel принимают лишь 6 человек в год – людей из разных стран мира. Я стала первой студенткой из России, получившей диплом куратора такого уровня.

В процессе обучения мы встречались и общались с выдающимися людьми: художниками, кураторами, директорами ведущих мировых институций. Это был невероятный по своей атмосфере и возможностям нетворкинг. В качестве итоговой работы мы подготовили реальный кураторский проект.

Программа обучения была довольно непростой, конкурентной и требовательной. Тем не менее я счастлива, что смогла получить подобный международный опыт. Это дало мне уникальную базу знаний, мощный заряд энергии и главное – умение выстраивать эффективную коммуникацию в профессиональном сообществе.

– Один из Ваших недавних кураторских проектов – «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» – получил большую популярность. Чем он особенно интересен?

– Выставка была открыта в феврале в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Мы подготовили ее совместно с Третьяковской галереей в кратчайшие сроки – у нас было всего четыре месяца. Мне повезло с командой сокураторов. Ими стали потрясающие, высокопрофессиональные и талантливые люди – Анна Колейчук и Андрей Смирнов.

Кинетическое искусство – сложный феномен, зародившийся после Второй мировой войны. В основу направления легли процессы трансформации как художественной формы, так и мышления, сознания людей. Художники-кинеты изобрели визуальные системы передачи информации, экспериментируя с новыми технологиями и материалами. По сути, они сформировали большую творческую лабораторию, оказавшую влияние в том числе на современных авторов. Интересно, что многие идеи и концепции кинетизма до сих пор находят отражение в творчестве молодых художников.

Юлия-Аксенова_0T2.jpg

Чтобы показать масштаб этого влияния, в «Манеже» было собрано около 400 экспонатов. Среди них – работы советских кинетов, произведения мастеров русского авангарда и современных авторов.

Идея заключалась в том, чтобы представить кинетическое искусство в довольно концентрированной форме, позволяющей раскрыть связи между разными поколениями и сферами деятельности. Мы разделили проект на 4 блока: «Лаборатория зрения», «Лаборатория искусствометрии», «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии». При этом архитектура выставки была выстроена таким образом, что пока зритель изучал одни разделы, он мог краем глаза наблюдать другие. Так, концентрируя внимание, например, на оптике и зрении, он ощущал прямую связь с влиянием науки на искусство. Кинестетическое направление не предусматривало четких разделяющих границ.

Нам удалось нащупать новую траекторию развития искусства, берущую начало от авангарда и развивающуюся до сих пор. Работая над проектом, мы увидели невероятно продвинутый уровень полета мысли художников прошлого века. Долгое время авангард ассоциировали с революционным восприятием действительности. Мы же показали это направление с иного ракурса, раскрыв глубокую связь с научными концепциями знания.

Выставка буквально «развернула» наше сознание. Начиная работу, никто не ожидал, что искусство 20-х и 60-х годов нам удастся рассмотреть с такой непривычной стороны. Художники открылись перед зрителями не как революционеры или дизайнеры социального пространства, а как люди, которые глубоко и тонко осмысливали связи разных пластов мира – математических, космических, поэтических, визуальных.

– Выставка посвящена художникам прошлого. Почему акцент в названии сделан на будущее?

– Художники-кинеты мыслили в первую очередь категориями будущего, так же, как и авангардисты. Они находились в ощущении абсолютной свободы, оторванности от идеологии, за что их чаще всего клеймили. Тем не менее они продолжали жить своей идеей позитивного преобразования мира.

Художники-кинеты верили в то, что наука и новые технологии способны принести огромную пользу человечеству, стать помощниками в трансформации окружающей среды.

То же самое происходит и сейчас. Современным художникам очень интересна тема будущего, в своем творчестве они нередко обращаются к созданию концепций развития мира. И если посмотреть на те выставки, которые проходят сейчас в России и в мировом сообществе, то можно заметить, что их большая часть посвящена именно будущему. Однако современные художники видят в науке и новых технологиях не только возможности, но и опасности. И именно на этой грани позитива и скептицизма сегодня балансирует современное искусство.

И хотя наша лаборатория – это проект об авангарде, кинетизме, идеях 1960-х годов, для нас важно и то, какое отражение эти направления нашли в работах сегодняшних авторов.

– Вы часто используете слово «трансформация». Какими смыслами оно наполнено в контексте проекта «Лаборатория Будущего»?

– Трансформация является основой кинетического искусства. Главное в работах художников этого направления – изменение, движение не только изображенного объекта, но и самой мысли.

В контексте нашего проекта трансформацию можно рассматривать с разных сторон. Некоторые объекты экспозиции подвижны сами по себе – они предполагают взаимодействие с внешним миром, интерактив со зрителем. Другие работы художников статичны, но они способны трансформировать сознание человека, изменить его взгляд на те или иные вещи.

Юлия-Аксенова_03.jpg

– Вы много говорите про кинетическое искусство в России. Существовало ли это движение в других странах мира?

– Один из интересных феноменов связан с тем, что кинетическое искусство возникло практически одновременно в разных частях света: Южной и Северной Америке, Центральной и Восточной Европе, России. Движение родилось в послевоенные годы и быстро охватило весь земной шар.

В Париже проходила потрясающая выставка, объединившая произведения кинетического искусства всех стран. И это был проект невероятного масштаба.

– Вы учились в России и Европе, курировали международные выставки. По Вашему мнению, что дает людям такое межкультурное взаимодействие? Насколько оно важно для современного мира?

– Несколько лет назад я принимала участие в реализации еще масштабного международного проекта в «Манеже», он назывался «Своя земля / Чужая территория» и отчасти был приурочен к событиям, связанным с воссоединением Крыма с Россией. В то время особенно остро стояли вопросы пограничного пространства, которые показались мне очень интересными.

В проекте принимали участие более 50 художников со всего мира. И, конечно, мы заметили, что политическая проблематика, вопросы спорных территорий интерпретируются в искусстве не только в нашей стране. Это личные истории, которые не могут не волновать художников: истории о разделении семей, гибели природы, отчуждении родной земли, имеющей ценность и значение для конкретного человека.

Международные выставки и культурные проекты позволяют людям из разных стран разделять общие радости и горести, делиться идеями и переживаниями – говорить на одном языке, не зная иностранных языков.

Межкультурные проекты объединяют художников из разных стран, позволяя создавать единство культурного сообщества. Такие связи, на мой взгляд, являются гораздо более крепкими, чем официальные подписи на бумаге. Потому что искусство – это всегда про этичность, гуманность и общечеловеческие ценности.

Кроме того, взгляд на ту или иную идею с точки зрения мирового контекста делает ее более масштабной и значимой. Это говорит о том, что все люди похожи – нас всех интересуют похожие проблемы и вопросы. И решить их мы можем только сообща. Это то, что придает искусству особый смысл и ценность.

– Способны ли культура и искусство повлиять на сознание человека?

– Я не могу привести конкретные статистические данные, но интуитивно думаю, что искусство и культура способны очень сильно повлиять на сознание человека и будущее человечества в целом. Как минимум я точно знаю много примеров отдельных людей, которые говорили о том, насколько их трогали работы тех или иных авторов.

Например, в среднем выставки в Третьяковской галерее посещают 1,5 тыс. человек в день. И это уже значительный показатель. Ведь невозможно погрузиться в мир искусства и ничего из него не вынести для себя.

Сейчас развивается очень много художественных проектов, обращенных к экологической проблематике. Многие авторы искренне взволнованы тем, что происходит с окружающим их миром. И, конечно, они отражают это в своих работах, в подходах к творчеству и выборе материалов, тем самым привлекая внимание к теме и влияя на зрителя. Это еще один яркий пример того, как искусство способно воздействовать на общество.

– Что бы Вы пожелали женщинам всего мира?

– Быть смелыми в реализации своих планов и не бояться совершать ошибки. В своей жизни я руководствуюсь принципом: лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о несделанном. Поэтому я всегда желаю людям не бояться экспериментов и изменений, быть открытыми для новых событий и возможностей.

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG